ВЕСЕННИЙ ЦИКЛ

 

ХОРЫ БОН /ХУМИДАЙÆН

— праздник в честь начала сельскохозяйственных работ, первой вспашки и сева; отмечается во вторник второй недели Комбæттæн; второе название праздника, устраивавшегося для умилостивления Хоры Уацилла («хлебного Ильи») и в честь родившихся в истекшем году мальчиков, — Рæмоны бон.

 

ФЫЦЦАГ ЛАУЫЗГÆНÆН

 — по поверьям осетин, в этот день (суббота второй недели Комбæттæн) старые умершие навещают дома своих родственников (живых).

 

ДЫККАГ/ФÆСТАГ ЛАУЫЗГÆНÆН

— день возвращения покойников в Страну мертвых; отмечается через неделю после Фыццаг Лауызгæнæн.

 

АСТÆУМАРХО/КÆФХÆРÆН — постная неделя, середина поста; отмечается в первую среду после Дыккаг/Фæстаг Лауызгæнæн.

 

ЗАЗХÆССÆН/НАЗУИХИСТ

 — поминальные торжества, идентичные Бадæнтæ; отмечаются в предпоследнюю субботу перед Пасхой; в православном календаре получили название Лазарева суббота.

 

КЪУТУГÆНÆН

— аграрный праздник (детский по направленности), отправление которого должно было способствовать благополучию домочадцев, хорошей пахоте, сохранению и увеличению урожая и домашнего скота; отмечается в день вербного воскресенья, ровно за неделю до Пасхи.

 

КУАДЗÆН

— Пасха; своими корнями праздник связан с древним культом умирающих и воскресающих божеств (в христианстве — с воскресением Христа); свое осетинское название получил от слова «комуадзæн», означающего «разговение», полностью соответствующего характеру праздника; отмечается в следующее воскресенье после Къутугæнæн. С 325 г.н.э. этот день соответствует ближайшему воскресенью после первого весеннего полнолуния, следующего вслед за 21 марта.

 

ЗÆРИНОНЫХ

— праздник в честь солнечного божества; отмечается осетинами -куртатинцами (Хилакское ущелье) в первый вечер после Пасхи.

 

ТЫХОСТ

 — праздник в честь всесильного ангела-хранителя, противника всех врагов-насильников; отмечается осетинами-алагирцами в первый вечер после Пасхи

 

ХУЫЦАУЫ ДЗУАР

 — праздник в честь патрона плодородия и чадородия, один из самых почитаемых дзуаров, которым поклоняются осетины; отмечается жителями сел. Лац (Куртатинское ущелье) в первый вечер после Пасхи; в других районах Осетии праздник справляли или спустя ровно месяц со дня Уацилла (Даргавс), летом, или осенью в первое воскресенье после Майрæмыкуадзæн - Успения Богородицы. Особенно почитаемо это божество женщинами. Семьи, в которых была молодая невестка или рождался ребенок, делали в этот день кусарт. В честь Хуыцауы дзуара устраивали общесельский кувд, закалывали бычка. Люди шли в святилище с подношениями. Молодежь устраивала танцы, юноши гарцевали на конях, устраивали скачки, стараясь показать свою удаль. Победителю вручали кады нуазан(бокал чести) - чаша с пивом. Получить кады нуазан в этот день было очень престижно. Праздник продолжался целый день. Паломникам давали с собой фадзахсан: выпивку, пирог и шашлык с тем, чтобы это обязательно отведали домочадцы. В святилище нельзя было идти с холодным или огнестрельным оружием, всадники должны были обязательно спешиться. В Осетии и по сей день много действующих святилищ Хуыцауы дзуара. Особую популярность приобрело святилище недалеко от Владикавказа, куда собираются не только владикавказцы, но и жители окрестных сел. Праздник проходит очень весело: люди поют, танцуют, по сути, это общенациональный праздник.

 

ЦÆУÆГГАГ

— праздник в честь прощания детей с покровителем женщин, чадородия и переходом их под покровительство Тыхост-дзуара; в наиболее полной форме известен в календарной и семейной обрядности жителей Куртатинского ущелья, но еще в XIX в. отмечался в Осетии повсеместно в первый четверг после Пасхи.

 

БÆЛДÆРÆН  — праздник оплодотворения всей природы; отмечается в первое воскресенье после Пасхи. Справлялся очень широко, длился неделю и свидетельствовал о неразрывной связи человека с природой. Рассказывают, отправился некогда один дровосек в лес за дровами. Срубив дерево, он увидел, что на срубе выступили капли крови. Дровосек очень удивился и поспешил в село рассказать сельчанам про увиденное. С тех пор и стали отмечать праздник Балдаран, посвященный началу оплодотворения природы. По представлению наших предков, у любого существа, будь то человек, зверь или птица, и даже у неодушевленных предметов есть пары. Балдаран является днем их встречи, их слияния. В этот день женщины непременно должны были быть в длинных платьях, им не разрешалось сидеть ни на земле, ни на камне во избежание зачатия. Отдыхать днем не полагалось из опасения, что Бог может увидеть человека спящим, и он весь год проведет в вялом, инертном состоянии. Праздник отмечался всей сельской общиной, предварительно выбирали ответственного за его проведение.

 

АЛАРДЫ /АЛАУРДИ/ СЫРХ ДЗУАР

— праздник в честь патрона оспы; отмечается в первый понедельник после Пасхи (в христианской традиции — Фомина неделя), в ряде сел и в другое время; длится день, три дня, три недели и даже месяц (в зависимости от конкретных обстоятельств).
 

ФÆЛВÆРАЙЫ ÆХСÆВ

—праздник в честь покровителя мелкого рогатого скота Фæлвара; с этим божеством связано два праздника: первый — во вторник после пасхальной недели, второй — в конце лета, перед стрижкой овец. День христианских святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями домашнего скота, тоже отмечается 18 августа.

 

КАСУТÆ — праздник в честь божества плодородия; отмечается во вторую субботу после Пасхи.

 

ТАРАНДЖЕЛОЗ(С)

— праздник в честь повелителя ангелов (Архангела); отмечается летом, накануне сенокоса, на следующей неделе в воскресенье.

 

МЫКАЛГАБЫР/МИКАЛГАБУР

— праздник в честь божества изобилия; отмечается четыре раза в году по четвергам и приходится на Фыдыкомбæттæн, Куадзæн и (в тот же день) перед Кæрдæгхæссæн и Джеоргуыба; длится с 9 по 23 мая, т.е две недели; завершение праздника, приходилось на четверг перед Кæрдæгхæссæн (соответствует православной св.Троице)

 

ХУАРЗ НИККОЛÆ

 — праздник в честь божества (бога) плодородия (по христианской традиции — покровителя мореплавателей); предшествует Мыкалгабыр и отмечается осетинами-дигорцами несколько дней, начиная с 9 мая, остальными — в декабре за две недели до Цыппурс.

 

ЗÆРДÆВÆРÆН\ЗÆЛДÆВÆРÆН

- Воскресение Христово, один из весенних поминальных праздников; отмечается в четверг шестой недели после Пасхи.

 

РЕКОМ

 — праздничные торжества в честь св. Троицы (или пятидесятницы), позднее переосмысленные как праздник, посвященный Уастырджи; отмечается в субботу перед Кæрдæгхæссæн и длится неделю.

 

КÆРДÆГХÆССÆН

 — праздник в честь св. Троицы (Пятидесятницы); символизирует окончание весенне-полевых работ; отмечается в воскресенье седьмой недели или спустя 50 дней после Пасхи.




Arazæg: Toma K'uylaty
Copyright © 1999-2008